|
О введении института альтернативной ответственности для борьбы с наркопреступностьюКатегория: Новости
Выступление директора ФСКН Виктора Иванова на совещании председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов РФ. Детальное и обстоятельное выступление Председателя Верховного суда, отражает колоссальную нагрузку на судейский корпус от интенсивного потока поступающих в суды из правоохранительных органов дел, связанных с наркотиками. Такой масштаб наркопреступности отражает тот неоспоримый факт, что проблема наркотиков в мире в последние годы стала поистине общепланетарной. Именно это легло в основу решения Президента России В.В.Путина определить проблему борьбы с наркоугрозой приоритетом номер один в 2014 году в рамках председательства Российской Федерации в "Группе восьми". Роль судейского сообщества в решении этой проблемы трудно переоценить. В конечном счете, именно судебная практика фиксирует дееспособность всех структур общества и власти отвечать на эти вызовы. Конструктивное взаимодействие ФСКН России и судейского сообщества позволило путем тщательного анализа правоприменения действующего законодательства, проведения двух всероссийских научно-практических конференций позволили в последние три года кардинально переформатировать законодательство в сфере борьбы с наркопреступностью и наркоманией. Более того, благодаря нашему творческому сотрудничеству с судейским сообществом, и лично с Вячеславом Михайловичем, в последний год мы вышли на совершенно новый для национальной системы права институт альтернативной ответственности. Как известно, этот институт вводит в систему права возможность для самого наркопотребителя, привлекаемого к ответственности, в процессуальном порядке сделать осознанный выбор между угрозой лишения свободы и перспективой освобождения от наркозависимости через реабилитационные программы. В чем суть и что это дает? Поясню. Из 8 миллионов российских наркопотребителей 1,5 миллиона употребляют опиаты, попросту героин, и в силу характера зависимости при абстиненции (воздержании) неминуемо получают жесточайшую, нечеловеческую ломку. Деньги на две ежедневные дозы, а это 100 долларов, позволяющие избежать ломку, наркоман добывает исключительно преступным путем, либо распространяя наркотики, либо совершая грабежи и неквалифицированные кражи. Таким образом, полуторамиллионная армия героиновых потребителей не только ежесуточно достает 3 миллиона наркодоз или ежегодно 1 миллиард, но и совершает массу преступлений для приобретения вожделенных наркопаек. При этом в России ежегодно расследуется 250 тысяч наркопреступлений при том, что количество фактов сбыта, как было сказано выше, составляет колоссальную величину – 1 миллиард! Совершенно очевидно, что выявить и расследовать 1 миллиард фактов сбыта наркотиков нереально. При этом латентность наркопреступлений в 1000 раз больше общеуголовной, поскольку отсутствует фактор виктимизации. Иными словами, наркопреступления совершаются при взаимном удовольствии сбытчика и наркопотребителя. Уважаемые коллеги! Приведенные калькуляции свидетельствуют о том, что правоохранительная и судебная системы страны перерабатывают лишь верхушку наркоайсберга. А с введением института альтернативной ответственности, изымая ежегодно из порочного круга значительное, до 150 тысяч, количество наркопотребителей, мы получили реальную возможность существенно снижать уровень наркомании и наркопреступности. На этом пути два этапа уже пройдено – это Федеральный закон от 7.12.2012 № 420, предоставивший отсрочку наказания наркопотребителям, совершившим преступления незначительной социальной опасности, и Федеральный закон от 25.11.2013 № 313, наделивший суды компетенцией устанавливать обязанность наркопотребителя пройти соответствующее лечение и реабилитацию как в уголовном, так и в административном судопроизводстве. Третьим серьезным этапом призвано стать введение в российском праве реального рычага, побуждающего наркопотребителя принять осознанное решение в процессуальном порядке к прохождению реабилитации как альтернативы лишению свободы. Эта правовая новация, безусловно, требует широкого обсуждения в судейском сообществе. Прошу вас по возможности направлять свои предложения в Государственный антинаркотический комитет. Мы рассчитываем на интеллект и опыт судейского корпуса. При поддержке Лизинг-ресурс. |
Новости партнеровСтатистика |
RSS 2.0 | | Обратная связь © 2008-2021 - При копировании материалов активная ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА! |