Да
Нет
Частично
Затрудняюсь ответить



ПОДЕЛИСЬ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Беломорско-Балтийский канал

Категория: Статьи

Беломорско-Балтийский канал

 

При входе в Беломорско-Балтийский канал со стороны Онежского озера расположен небольшой маяк. 
В 1950 году было принято решение о капитальном ремонте и реконструкции канала. По проектам, которым не суждено было сбыться, маяк в Онежском озере должен был выглядеть так: 
Беломорско-Балтийский канал был введён в эксплуатацию в 1933 году и соединил Белое море с Онежским озером, а через него по Свири, Ладоге и Неве – с Балтийским морем. Длина Беломорско-Балтийского водного пути от Онежского озера до Белого моря – 227 километров. На канале – 19 шлюзов и 5 ГЭС – Беломорская, Выгостровская, Маткожненская, Ондская, Палакоргская. 

В 1930-х годах советское правительство обратилось к вопросу строительства канала. 3 июня 1930 года было принято решение о начале работ. 1 июля 1931 года были поданы на рассмотрение первые эскизные проекты строительства, а месяцем позже начались работы по проектированию на местности. 

Хотя окончательный проект был утверждён в феврале 1932 года, к строительству приступили ещё в конце 1931-го. В свяэи с этим у нас шлюз addpac для всех по оптимальной цене! В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны, практически вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. 

Строительство велось в основном заключёнными ГУЛАГа, общая численность которых не превышает 126 тысяч человек. В разные периоды строительства численность заключённых менялась, не превышая 108 тысяч. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). 

Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Н. А. Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. В руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Э. И. Сенкевич, П. Ф. Александров и С. Г. Фирин. 
В целом, за всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Норма питания заключенных (т. н. «пайка») зависела от фактической выработки: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500 г хлеба и баланда из морских водорослей. 

Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516 заключённых. За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ — Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, Л. И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель, а также 2 амнистированных инженера — С. Я. Жук и К. А. Вержбицкий. После окончания строительства в Беломоро-Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых. 

В мае 1933 г. Ягода докладывал Сталину о готовности Беломорканала. Строительство завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». 25 июня 1933 г. по всему каналу от начала до конца прошёл пароход «Чекист». В июле этого же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. 
Официальное открытие канала состоялось 5 августа 1933 года. 
Беломорско-Балтийский канал имеет три ярко выраженных участка: 
1) Короткий и крутой южный склон, имеющий протяжённость 10,9 километров, проходящий по долине впадающей в Онежское озеро реки Повенчанки. Здесь размещены гидроузлы и 7 шлюзов (6 – двухкамерных, 1 – однокамерный) с общим падением воды около 70 метров. 
2) Водораздельный бьеф канала, имеющий длину 22,6 километра, включающий верховье реки Повенчанки, три озера и соединяющие их каналы. 
3) Длинный и достаточно пологий северный склон, имеющий длину 188,5 километров. На северном склоне на протяжении 188,5 километров, судовой ход проходит по пяти озёрам и старому руслу реки Выг. На этом склоне размещены гидроузлы с 12 шлюзами (7 двухкамерных и 5 однокамерных), разделёнными промежуточными бьефами длиной от 1,3 до 87 километров. Общее падение северного склона – около 100 метров. 
 
От Онежского озера на протяжении 12 км трасса ББК поднимается ступенчатым шлюзованным каналом, так называемой «Повенчанской лестницей», включающей 7 шлюзов и связанные с ними плотины, дамбы и водоспуски. Все шлюзы были спроектированы таким образом, чтобы свести к минимуму применение бетона. Камеры и палы (подходы) шлюзов выполнялись в виде деревянных ряжевых конструкций значительной высоты (до 12 м), что не имело аналогов в практике мирового гидростроения. В настоящее время они заменены бетонными конструкциями. 
Из 7 гидроузлов южного склона в состав первых 6 гидроузлов входят двухкамерные шлюзы, седьмой гидроузел включает в себя однокамерный шлюз. Расстояния между гидроузлами южного склона невелики - примерно 1 км. В районе шлюза № 2 канал пересекается разводным мостом. Разводку моста выполняют с пульта управления шлюза 
Храм Святителя Николая — первая новая церковь, построенная в Карелии после революции 1917 года. Она интересна не только как знак возрождения православных храмов — привлекает внимание очень неожиданное архитектурное решение. 
image004.jpg 
Храм выглядит непривычно: дерево и бетон, проект достаточно дерзкий и концептуальный. Основной объем церкви напоминает и старинную сторожевую башню с узкими окнами. Свято-Никольский храм построен на частные пожертвования в память обо всех погибших строителях ББК. 
Идея возведения храма-памятника строителям ББК родилась в Санкт-Петербурге. Она принадлежала Валерию Ивановичу Никифорову, предпринимателю и уроженцу Повенца, который оплатил строительство. Автор проекта — петербургский архитектор Е.Ф. Шаповалова при участии главного архитектора Санкт-Петербурга О.А. Харченко. Проект согласовали с архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом, и в 1999 году было получено разрешение на проект и строительство. Первая служба прошла 2 июля 2003 года, в день 70-й годовщины памяти строителей Беломорканала. 
После прохождения пятого шлюза начинается примерно шестикилометровый участок канала, проходящий по затопленному руслу реки Повенчанки. 
Подъём по Южному склону канала закончен. После него - 23-километровый водораздельный участок. Затем начинается длинный и пологий Северный склон, насчитывающий 11 шлюзов. 
У посёлка Надвоицы из Выгозера вытекает река Нижний Выг, в истоке которого из Выгозера сооружена плотина. В Надвоицах расположен шлюз №10 Беломорканала. 

Рядом со шлюзом №11 расположена Шаваньская водосливная плотина из наклонных деревянных ряжей высотой 12м и длиной 100м. Особенностью ее является постоянное орошение древесины водой. Это предохраняет ее от гниения и гарантирует надежное действие. 
Вплоть до 2008 года нижняя камера шлюза N11 была последней, сохранившей свой первоначальный облик. Изначально все камеры шлюзов Беломорканала были выполнены из дерева. С 70-х годов шлюзы ББК стали постепенно реконструировать и бетонировать. Нижняя камера шлюза N11 была последней деревянной на ББК. В 2008 году началась и её реконструкция. 
Эта фотохроника датирована 2005-м годом. 
Рядом со шлюзом №12, неподалёку от населённого пункта Летнереченский, в русле Выга расположена Палокоргская ГЭС. Она входит в Выгский каскад ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1963, закончилось в 1967. Мощность ГЭС — 30 МВт, среднегодовая выработка — 165 млн кВт·ч. Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 5,86 км) образуют Палокоргское водохранилище площадью 85 км², полной и полезной ёмкостью 299 и 74 млн м³. 
На подходе к 12-му шлюзу Беломорканала на берегу сохранилась надпись, возвращающая ко времени, когда на строительстве канала трудились тысячи заключённых: "Беломорстрой - показ ударных темпов и высокого качества работы!" 
Перепад высот на этом гидроузле суда преодолевают в двух шлюзах, разделённых узким каналом длиной 5 километров. 

На участке между 13 и 14 шлюзами на ББК прямо из воды торчит водонапорная башня затопленной деревни (совхоза) Кильбо 

У посёлка Сосновец на реке Нижний Выг находится Маткожненская ГЭС. Она входит в Выгский каскад ГЭС.
Строительство ГЭС началось в 1949, закончилось в 1953. ГЭС построена по плотинно-деривационной схеме.
Мощность ГЭС — 63 МВт, среднегодовая выработка — 375 млн кВт·ч. 
Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 6,85 км) образуют Маткожненское водохранилище площадью 19,01 км², полной и полезной ёмкостью 82 и 17 млн м³. 
ГЭС спроектирована институтом «Ленгидропроект». 

Между 18 и 19 шлюзами находится разводной Шижненский мост. Шиженский железнодорожный мост, на линии Беломорск - Сумский Посад, это разводной мост откатно-раскрывающейся системы. Был введен в эксплуатацию в 1952 году. Длина расчётного пролета - 66 метров.
Этот мост на Беломоро-Балтийском водном пути уникален. Подобных сооружений в мире всего два - один в Канаде, а другой - этот самый мост в Беломорске. Мост уникален прежде всего своим разводным пролетом. Откатно-раскрывающаяся система мостов очень редко проектируется и воплощается в жизнь. К ней прибегают в том случае, когда нет возможности возведения мощных опор. 

Новости партнеров


Статистика

Карта посетителей

Locations of visitors to this page
»
RSS 2.0  |  | Обратная связь © 2008-2021 - При копировании материалов активная ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!